Большой дом.
(Главный дом, Центральный дом)
2-я четв.XVIII в., XIX в.
Был построен в конце XVIII – начале XIX века. В 1-й четверти XIX века окончательно сформировался архитектурный ансамбль Большого дома и 2-х флигелей – Западного и Восточного, соединенных с ним галереями. Двухэтажный, с 4-х колонными портиками на северном и южном фасадах, со смотровой башенкой – бельведером на крыше, Большой дом является характерным образцом русской усадебной архитектуры последней четверти XVIII – начала XIX века. В 60-х годах XIX века были разобраны галереи, соединявшие дом с флигелями, и ансамбль распался на 3 отдельных здания. Позже, в 1890-х годах были разобраны каменные пандусы на арках с южной стороны здания, поднимавшиеся к балкону 2-го этажа.
Флигель восточный.
1750-е-1760-е гг., 1-я четв. XIX в., 1860-е г.
Здание является частью дворцового комплекса, представляет интерес как памятник архитектуры сер. XVIII – 2-й половины XIX вв., сохранивший в своей основе постройку середины XVIII века и все последующие изменения, а также как памятник истории, связанный с жизнью и творчеством Н.А. Некрасова.
Флигель западный
1750-е-1760-е гг., 1-я четв. XIX в., кон.XIX-нач. XX вв.
Является частью архитектурного ансамбля усадьбы. Существующий облик получил в начале XIX века, но в цокольной части здания сохранились фрагменты более ранней (не позднее 2-й половины XVIII века) постройки. Внутренняя планировка неоднократно менялась, существующую планировочную структуру здание получило в 1950-х годах.
Ледник
посл. четв. XIX в.
Здание, стоящее в одном ряду с ансамблем Большого дома и флигелей за счет своего объемного решения и декора фасадов стилизовано под постройки дворцового комплекса усадьбы. Представляет интерес с точки зрения сочетания в одном здании жилых (квартира управляющего) и хозяйственных (погреб, ледник) функций.
Центральное здание Конного двора
1-я четв..XIX в., 1860-е-1870-е гг.
Ансамбль Конного двора был построен с использованием «образцовых» проектов серии 1910-х гг., ранее имел осевую 3-частную композицию. Центральное здание, предположительно, изначально было одноэтажным с мезонином, по центральной оси был арочный проезд внутрь двора. 2-й этаж был надстроен в конце XIX века. Здания каретников были соединены с центральным зданием каменной оградой с симметрично расположенными воротами, образуя единый ансамбль.
Каретник
(Манеж, Каретный сарай) 1-я четв. XIX в.
Является частью ансамбля Конного двора, построенного в 1-й четверти XIX века с использованием «образцовых» проектов серии 1810-х гг. Единственная из построек ансамбля, сохранившая первоначальный внешний облик. На месте симметричного ему северного каретника в начале ХХ века было построено 2-х этажное здание людской.
Конюшни
нач. XIX в., нач.XX в.
Единственное здание конюшен, сохранившее, несмотря на перестройки свой внешний облик. Изначально здания конюшен располагались по периметру Конного двора с западной стороны усадьбы, образуя замкнутое каре.
Людская (кухня для рабочих)
нач.XX в.
Здание построено между 1902 и 1915 гг. на месте северного каретника, аналогичного сохранившемуся южному, являвшемуся частью ансамбля Конного двора. Несмотря на то, что постройка здания Людской нарушила композицию главного фасада ансамбля Конного двора, тем не менее здание играет немаловажную роль в формировании сложившейся во 2-й половине XIX века застройки западной улицы усадьбы.
Кузница
кон. XIX в.
Характерный примеров утилитарной усадебной постройки конца XIX века. По воспоминаниям В.Ф. Некрасовой, примерно в начале ХХ века в этом здании «была сыроварня, а кузница была напротив».
Людская
кон. XIX в.
Зданию принадлежит немаловажная роль в формировании перспективы и создании целостной застройки западной улицы усадьбы. Декор главного фасада Людской имитирует элементы декора более ранних построек усадьбы, свидетельствуя о планомерном и сознательном развитии ансамбля вплоть до начала ХХ в.
Коровник каменный("малый красный сарай")
нач.XX в.
Построен в начале ХХ века как и ряд других хозяйственных построек в характерном для того времени «краснокирпичном» стиле. В настоящее время находится в руинированном состоянии. В перспективе планируется реконструкция здания с размещением в нем технических служб музея.
Рига каменная("большой красный сарай")
нач. XX в.
Построена в начале ХХ века как и ряд других хозяйственных построек в характерном для того времени «краснокирпичном» стиле. В настоящее время находится в руинированном состоянии. В перспективе планируется реконструкция здания с приспособлением под фондохранилище.
Оранжерея
кон. XVIII в.; в конце XIX в. значительно перестроена
Здание оранжереи, построенное в конце XVIII – начале XIX в. представляло собой важный элемент планировочной структуры, замыкавший главную композиционную ось усадебного ансамбля. В конце XIX в. здание оранжереи было перестроено и приспособлено под столярные мастерские. Восточная часть оранжереи при Некрасовых еще использовалась по назначению.
Дом садовника
1-я пол. XIX в.
Одна из ранних хозяйственных построек времен Голицыных. Является частью оранжерейного комплекса, фиксирующего северную границу территории усадьбы.
"Рубленый домик"(контора)
кон.XIX-нач. XX вв.
Интересный пример жилой деревянной усадебной постройки рубежа XIX – ХХ веков с элементами декора в традициях «ропетовского» стиля.
"Зеленый домик"(домик Константина)
1870-е гг., кон. XIX- нач.XX вв.
Построен в 1870-х годах для младшего брата Н.А. Некрасова – Константина Алексеевича. Первоначальный декор фасадов, стилизованный под «каменную» архитектуру эпохи позднего классицизма на рубеже XIX – ХХ вв. был изменен на резной деревянный, характерный для большинства деревянных построек того времени. Часть деталей первоначального декора до сих пор сохраняется на парковом фасаде.
Винный склад
нач. XX в.
Построен в начале ХХ века как и ряд других хозяйственных построек в характерном для того времени «краснокирпичном» стиле. В настоящее время находится в руинированном состоянии. В перспективе планируется реконструкция здания с приспособлением под музейный визит-центр.
Ворота и ограда парадного двора
1910-е гг. , восст. 1970-е гг.
Пример архитектуры «малых форм» начала ХХ века, стилизованный в наиболее характерных для усадьбы традициях классицизма. Ворота являются важным композиционным элементом усадьбы, фиксирующим главную продольную ось на въезде на территорию усадьбы со стороны Московской дороги. Ограда выполнена в 1910-х годах на месте каменной арочной ограды времен Голицыных. Ворота восстановлены в 1970-х гг. с изменением первоначального декора.
Памятник Н.А. Некрасову
Бронзовый бюст работы ленинградского скульптора Л.Ю. Эйдлина был установлен в 1960 году на парадном дворе усадьбы перед Большим домом. В 2000 году был демонтирован в связи с реконструкцией партера. Восстановлен в 2011 году на площадке у главных ворот.
Дом № 53
Быв. прачечная детского дома. 1930-е гг.
Дом № 54
Быв. бондарная мастерская Кон. XIX – нач. ХХ в. 1930-е гг.
Парк
кон. XVIII- нач. XIX вв.
Хорошо сохранившийся образец садово-паркового искусства конца XVIII – нач. XIX вв. Состоит из 2-х частей – Верхнего «регулярного» и Нижнего «пейзажного» парков. Верхний парк квадратной в плане формы с восьмилучевой планировкой аллей, сходящихся в едином центре. Посадки деревьев восстановлены в 1950-х – 60-х гг. Сохранилось несколько старовозрастных (более 100 лет) лип. В Нижнем парке – 2 пруда – Верхний и Нижний с каскадом «Гремиха». В юго-восточной части Нижнего парка сохранился фрагмент каменной ограды времен Голицыных – площадка «бельвю».
Парк
кон. XVIII- нач. XIX вв.
Хорошо сохранившийся образец садово-паркового искусства конца XVIII – нач. XIX вв. Состоит из 2-х частей – Верхнего «регулярного» и Нижнего «пейзажного» парков. Верхний парк квадратной в плане формы с восьмилучевой планировкой аллей, сходящихся в едином центре. Посадки деревьев восстановлены в 1950-х – 60-х гг. Сохранилось несколько старовозрастных (более 100 лет) лип. В Нижнем парке – 2 пруда – Верхний и Нижний с каскадом «Гремиха». В юго-восточной части Нижнего парка сохранился фрагмент каменной ограды времен Голицыных – площадка «бельвю».
Усадьба «Карабиха». Современное состояние